В статье рассматривается проблема роста случаев суицида среди ветеранов, участников ООС (АТО), инвалидов войны и УБД, указывается статистика количества самоубийств в армии Украины, раскрывается проблема психологической реабилитации участников боевых действий.
Почему статистика самоубийств среди военнослужащих Украины пугает?
Весной 2018 года украинское общество всколыхнули статистические данные о количестве самоубийц среди военных, которые принимали непосредственное участие в боях на Донбассе. До настоящего времени государственные ведомства Украины не могут посчитать, сколько же ветеранов ООС (АТО) покончили жизнь самоубийством.
Например, в феврале 2018 года Главный военный прокурор Анатолий Матиос (!) обвинил начальника управления морально-психологического обеспечения Генштаба ВСУ Олега Грунтковского во вранье и привел собственную статистику количества самоубийств в армии Украины. По данным прокурора, в 2018 году военнослужащими еженедельно совершается два суицида.
В свою очередь, председатель комитета Верховной Рады по делам ветеранов, участников боевых действий, участников антитеррористической операции и людей с инвалидностью Александр Третьяков сообщал, что больше 1000 демобилизованных военных, которые принимали участие в антитеррористической операции на востоке Украины, покончили с собой.
“В Украине уже более тысячи человек, воевавших в АТО и покончивших суицидом… На этой войне применяется артиллерийское оружие. И естественно, все психологические травмы связаны больше с этим. А это еще труднее для солдат. У многих есть контузии”, – заявил депутат.
По данным Третьякова, по состоянию на 2 апреля 2018 года число участников АТО (УБД, ООС, инвалидов войны) составляет 329 500 человек. Также он обращает внимание, что сейчас в Украине 1,6 млн ветеранов, что составляет 4% от всего населения страны.
Мнение Администрации президента (АП) о самоубийствах среди военных озвучил, уполномоченный президента по делам ветеранов Вадим Свириденко. Он заявил, что никто не знает точной статистики, сколько ветеранов боевых действий (УБД) в Донбассе совершили самоубийство.
“Мы не можем этого количества выяснить, так как многие суициды, совершенные на сегодняшний день, являются официальными данными и касаются действующих военных. Но есть ребята, которые демобилизовались и на сегодняшний день находятся по домам, и в случае (их самоубийства) кто фиксирует эти случаи – мы не знаем”, – сказал Свириденко.
Чиновник отметил, что снизить количество депрессивных состояний, суицидов и проявлений ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) среди ветеранов боевых действий старается профильная реабилитационная служба и специализированные центры психологической реабилитации.
Но словам Свириденко противоречат данные Главного военного прокурора Матиоса. Прокурор, через свою страницу в Фейсбук, предоставил документы и проинформировал украинское общество, что прохождение участниками боевых действий (УБД) психологической реабилитации является (!) обязательным, но с 2017 году уровень обеспечения участников АТО (ООС) такой услугой со стороны властей составил всего 0,1% от общего количества.
Матиос утверждает, что из-за ужасного финансирования в феврале 2017 года органы социальной защиты населения прекратили психологическую реабилитацию военнослужащих в регионах Украины. Указанный факт привел к тому, что правительство снизило бюджетное финансирование этой деятельности с 49,9 млн гривен до 21,9 млн гривен (на 56,1%).
Военный прокурор Анатолий Матиос также сообщал, что по данным официальной статистики, с начала АТО совершили самоубийство около 554 военных.
“С начала проведения АТО статус участника боевых действий получили почти 326 тысяч человек, 8489 из них получили увечья и ранения, 3784 военнослужащих погибли. При этом за время проведения АТО по меньшей мере 554 человека совершили самоубийство”, – сказал Матиос.
Обратим внимание, что в 2018 году бюджетом Украины на работы по психологической реабилитации, социальной и профессиональной адаптации участников АТО (ООС, УБД, ветеранов ВСУ, инвалидов войны) и их обеспечения санаторно-курортным лечением предусмотрено 109 млн гривен.
В последствии, военные прокуроры обнаружили, что централизованные мероприятия по психологической реабилитации военнослужащих в 2018 году не осуществляются вообще, поскольку Минсоцполитики до настоящего времени (июль 2018 года) то ли не захотело или не смогло проработать нормативные документы, без которых заключать договора о предоставлении услуг по реабилитации участников АТО (!) противозаконно.
По мнению Главного военного прокурора, проводить мероприятия по психологической реабилитации невозможно еще и из-за нехватки специалистов. По данным Матиоса их примерно 300 человек, чего явно очень мало для обеспечения помощью всех ветеранов ВСУ.
“Вот и получается, что деньги на государственных счетах лежат, а услуги по психологической реабилитации посттравматического расстройства военных и демобилизованных предоставляются исключительно по инициативе органов местного самоуправления, волонтерских организаций или во время пребывания военнослужащих на стационарном лечении в госпиталях”, – заявил Матиос.
Слова прокурора подтверждает руководитель Офиса уполномоченного президента по вопросам реабилитации участников антитеррористической операции Наталья Зарецкая. Она заявляла в марте 2018 года, что в Украине не проводится психологическая реабилитация участников АТО (ООС, УБД, инвалидов войны).
“В этом году программа еще не заработала на самом деле. Психологическая реабилитация предоставлялась только в течение января и февраля, когда был продлен механизм предыдущего года. На сегодня психологическая реабилитация участников АТО в Украине вообще не проводится”, – сказала Зарецкая.
Чиновница также сообщила, что Министерство социальной политики направило на согласование порядок проведения психологической реабилитации военнослужащих, но он еще не утвержден.
Отметим, что по состоянию на аналогичный период 2016 и 2017 годов порядок организации психологической реабилитации был уже готов и полностью согласован ведомствами.
Полезные статьи для военных:
- Справочник призывника, военнослужащего, участника АТО, ООС и УБД (обновляется)
- Неявка в военкомат по повестке. Штраф или тюрьма?
- Актуальная информация об армии в нашей группе в Фейсбук